?

Log in

No account? Create an account

Философское сообщество ЖЖ

Previous Entry Share Next Entry
Вопрос к знатокам Гуссерля
ruthinker wrote in ru_philosophy
Непонятно, зачем для обозначения своей «науки о сущностях» (а именно так он определяет феноменологию в «Идеях к чистой феноменологии и феноменологической философии») Гуссерль употребил это сбивающее с толку слово «феноменология» (наука о явлениях)? Имхо, чтобы не подменять понятие (причем – на противоположное) не лучше ли было назвать ее ноуменологией или эссенциологией?

  • 1
затем что сущности феноменальны, причем двояко:
- они доступны лишь как феномены;
- они по сути есть феномены.

противоположение сущности и явления иллюзорно
потому как оперативно.

"Сущности доступны лишь как феномены". Не думаю. Сущности доступны в умопостижении, феномены же в чувственном восприятии (как вариант - в воображении, "продуктивном воображении" как говорил Кант; но это тоже не рассудок, и даже не разум).
"Сущности по сути есть феномены". Не согласен. Сущности это простое, а феномены, как и Гуссерль об этом писал (впрочем, не только Гуссерль) даны в пространстве и времени, то есть они сложны

(Deleted comment)
Допустим, а в чем разница в понимании сущностей у Гуссерля и схоластов, и почему в этом смысле неприемлемы термины "эссенциология" и "ноуменология" соответственно? Разверните

(Deleted comment)
в каком смысле слово "феноменология" сбивает с толку?

В плане того, что феноменология - буквально наука о явлениях (чувственно-данном), а наука о сущностях - это наука об умопостигаемом

Феномен-ноумен - это дихотомия, характерная для Канта, у Гуссерля такого противопоставления нет, для него вообще кроме феноменов ничего не существует.

А как Гуссерль обосновывает недействительность кантовского разделения и почему отождествялет сущности с феноменами, а не с ноуменами?

Я не встречал мест, где Гуссерль напрямую полемизировал бы с Кантом, да и вообще схема Гуссерля очень похожа на кантовскую. Но она более субъективна. Гуссерль начинает построение своей философской системы с декартовского тезиса "мыслю, следовательно существую". И весь спектр между объектом и субъектом у него сильно смещен в сторону субъекта. Он выделяет интенциональность, как направленность сознания на внешний мир, ноэму - содержание мысли об объекте, и ноэзу - объективный коррелят мысли. В отличие от ноуменов, которые, по Канту, абсолютно непознаваемы, ноэза у Гуссерля коррелирует с ноэмой, т.е. является в каком-то смысле познаваемой.

вот так можно

три этапа пути Хайдеггера

1. Феноменологический - ассистент Гуссерля.

2. Бытие и Время - критика западной метафизики и становление фундаментальной онтологии.
есть двутомник "Ницше" - там все есть.

3. Время и Бытие - язык - дом бытия и приход к восточной метафизике (даосизм).

Неоплатонизм и даосизм две проекции одной метафизики:
- первая мужественная
- вторая женственная.

и обе восточные и сверхрациональные.
Начало - Псевдо-Дионисий.

на западе предтечи - Эриугена, Мастер Экхарт, Ангелиус Силезиус.
затем Якоб Бёме, и наконец Гегель.

Re: три этапа пути Хайдеггера

ну и Ницше канешна

Re: три этапа пути Хайдеггера

Я читал хайдеггеровские Бытие и Время" и сборник "Время и бытие".
Мне все-таки непонятны две вещи:
1. в чем Вы усматриваете содство неплатонизма (плотиновского, а не экхартовского) и феноменологии Хайдеггера?
2. в чем Вы усматриваете сходство даосизма и неоплатонизма?

Завершение

1. Неоплатонизм - метафизика ис-хождения сущего из Бытия.
2. Даосизм - тоже самое: Одно рождает два, два - три, три - десять тысяч.

и Дао (Бытие и Путь) явленное не есть истинное (подлинно-бытийственное) Дао.
явленное - это сущее, ибо существование есть явление сущности.

а ис-ходят из лона.
Дао - субститут несущей Природы, рождающей сущую Реальность,
в которой каждый предок - эйдос потомков,
следующих своему эйдосу или отпадаюших от него.

  • 1