?

Log in

No account? Create an account

Философское сообщество ЖЖ

Previous Entry Share Next Entry
Глобальный кризис и возможность становления нового интегрального строя в философии П.А.Сорокина
sor_res_center wrote in ru_philosophy
Современная ситуация глобальной экономической и социальной нестабильности ставит нас перед необходимостью обращаться к классическим научным работам, которые предсказывали глобальные перемены ещё задолго до их реального проявления. В этой связи работы величайшего русско-американского учёного П.А. Сорокина представляют огромный интерес для современного прочтения.

История по Сорокину циклична и представляет собой поочерёдную смену суперсистем: идеациональной, чувственной и интегральной. Идеациональная система основана на сверхразумной интуиции (вере), В рамках этой системы происходило развитие Средневековой Европы. Чувственная система основана на эмпирическом познании (современность). Вершиной развития является интегральная суперсистема, основанная на синтезе чувственной и идеациональной систем, то есть на соединении эмпирических и интуитивных данных с помощью рационального, логического мышления (с ней связан расцвет древнегреческой культуры V-IV вв. до н.э. и Европы времён Возрождения).

XX век – период кризиса и распада доминирующей чувственной суперсистемы. По мнению П.А. Сорокина, произошла дезинтеграция и релятивизация моральных, правовых и других ценностей, которые изнутри контролировали поведение индивидов и групп и управляли ими (1). Как следствие XX век отметился вспышками войн, конфликтов, революций, преступлений. Современный же глобальный финансовый кризис можно интерпретировать как частный случай проявления кризиса чувственной суперсистемы.

Главная особенность кризиса чувственной суперсистемы заключается в том, что его решение лежит в моральной «плоскости». Поэтому интегральный мир - это не чисто внешние фасадные изменения, а глубинная трансформация человека, его ценностей, всех сфер его жизнедеятельности. Политические или экономические реформы способны лишь на какое-то время сдерживать разрушение старой системы, но они не способны стать «мостиком» в переходном периоде человечества от чувственной к интегральной суперсистеме, поскольку в новом мире весь комплекс социальных отношений будет построен на абсолютно иных началах. Главные коллизии будущего, таким образом, будут лежать в моральной сфере (2).

Данный сценарий становления интегральной системы Сорокин обрисовал через призму своей теории конвергенции, которую можно считать предтечей теории глобализации. Учёный полагал, что будущий строй будет промежуточным между капиталистическими и коммунистическими порядками и образами жизни, и что он должен будет включать в себя большинство позитивных ценностей и быть свободным от серьёзных дефектов каждого типа (3). Так, например, в политической сфере конвергенция проявлялась в ограничении деспотизма и сверхтоталитаризма, а также в расширении круга свобод в СССР. Но для США тенденция была обратная: происходила экспансия правительственной регламентации и рост тоталитарных тенденций во внутренней и международной политике (4). Но процесс конвергенции как позитивное слияние двух систем, по мысли Сорокина, в итоге должно вырасти в «единый интегральный социальный, культурный и личностный строй в человеческой вселенной» (5).

Хотя теория конвергенции Сорокина предрекала слияние капиталистического и коммунистического мира, в реальности можно говорить о поглощении одной системой другой и дискредитации всех составляющих социалистической системы. Поэтому глобализация в мире с распадом СССС происходила по американскому сценарию, а постсоветское развитие России стало «гибридным», соединив в себе черты коммунистической власти, капиталистической экономики и феодальной идеологии (6).

Следуя логике Сорокина можно сказать, что уничтожение коммунистической системы стало роковым для человечества событием, поскольку была уничтожена возможность конвергенции, которая должна была обеспечить «ценностный симбиоз» двух систем. Исчезновение же коммунизма обеспечило доминирование капиталистической системы, которая посчитала себя всесильной и единственно правильной, а тем самым усугубила кризис чувственной суперсистемы, заведя человечество в тупик развития. Советская социалистическая и западная капиталистическая системы как бы взаимосдерживали недостатки друг друга. С уничтожением одной из них другая потеряла стимулы к развитию, а её недостатки напротив увеличились. Таким образом, сценарий, созданный Сорокиным предполагал соединение двух систем, однако в реальности произошло уничтожение одной системы (коммунистической) другой (капиталистической), затем её господство и глубокий кризис, который также возможно закончится её гибелью.

Одной из возможных причин современного экономического кризиса можно назвать ничем не сдерживаемый рост потребностей человечества. Сам Сорокин в «Социологии революции» писал о том, что массовый социальный взрыв может быть вызван «ущемлением основных инстинктов у множества лиц» (7). В реальности мы наблюдали другую крайность: мощный технологический прогресс второй половины XX дал потребностям человека широкую свободу, что впоследствии сильно повлияло на действующие ценности и ударило по существующим социальным институтам.

В своём прогнозе на будущее учёный также выделил три главные тенденции в развитии мира: «Во-первых, перемещение творческого лидерства человечества из Европы и Европейского Запада, где оно было сосредоточено в течение последних пяти столетий в более обширный район Тихого Океана и Атлантики, особенно в Америку, Азию и Африку; во-вторых, продолжающаяся дезинтеграция до сих пор преобладающего чувственного типа человека, культуры, общества и системы ценностей; в-третьих, возникновение и постепенный рост первых компонентов нового — интегрального — социокультурного порядка, его системы ценностей и типа личности» (8).

Что касается «перемещения творческого лидерства», то Сорокин предсказал, прежде всего, увеличивающуюся экономическую роль региона. Творческий же потенциал развивающихся стран в условиях действия мирового гегемона был сильно ограничен. Именно такая ситуация отсутствия альтернативных центров развития усугубила кризис чувственной суперсистемы, который получил внешнее проявление в виде глобального экономического кризиса.

Предпосылки формирования нового интегрального строя также можно найти в сложившейся кризисной ситуации, поскольку становится понятно, что проблемы нельзя решить с помощью существующих экономических и политических механизмов. Более того, кризис неолиберальной глобализации показал, что некоторые элементы социализма вновь становятся востребованными. Поэтому можно говорить о «запоздавшей» конвергенции.

Сказанное даёт возможность предположить, что человечество находится в периоде флуктуации существующей социокультурной системы, когда «чередуются фазы вечного двигателя истории: порядок-нарушение-порядок, происходит их бесконечное воспроизводство в новых географических условиях, с новыми людьми, в новых социальных координатах и последствиях» (9). Модель Сорокина, выражаясь словами Б. Джонстона проста: «Если желаете уменьшить социальные проблемы – улучшайте людей» (10).

Мир стоит на пороге глубокого глобального кризиса, путь выхода из которого ещё не определён. Поэтому интегральная перспектива Сорокина остаётся актуальной для изучения, поскольку представляется адекватной моделью для описания современного кризиса и создания возможных вариантов выхода из него. Предлагаемый Сорокиным путь сложен, так как предполагает формирование совершенно иного типа сознания, а, следовательно, и совершенно новых принципов построения общества. Но возможно, именно от этого будет зависеть будущее всего человечества.

Литература:
1 Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997. С. 28.
2 Зюзев Н.Ф. Питирим Сорокин и моральные аспекты глобализации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. VII. № 3. С. 91.
3 Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997. С. 115-116.
4 Там же. С. 185.
5 Там же. С. 118.
6 Зиновьев А.А. Постсоветизм // Завтра. 29.01.2002. № 5.
7 Сорокин П.А. Социология революции. М., 2005. С. 42.
8 Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997. С. 11.
9 Голосенко И.А. Питирим Сорокин о внутренних нарушениях социального порядка // Социс. 2000. № 4. С. 116.
10 Цит. по: Зюзев Н.Ф. Философия любви Питирима Сорокина. Сыктывкар, 2000. С. 11.


  • 1
(Deleted comment)
На данный момент ведутся активные разработки и внедрения контроля над инакомыслящими. Правда, эти системы обслуживают разные, порой противоречившие идеологии, и, по этому среди них наблюдаются противоборства. А финансово-экономический кризис не имеет к этому никакого отношения, там, как и в подобном кризисе начала ХХ-ого век, виноваты люди, не желавших изменить свою стратегию против своего профита, даже, если из за него страдают другие люди. Что-то в этом роде, да.

Старый либеральный бред

"Модель Сорокина, выражаясь словами Б. Джонстона проста: «Если желаете уменьшить социальные проблемы – улучшайте людей»"

Попробуйте начать с улучшения Ротшильда.

Эх, люблю я почитывать Сорокина на досуге и вот такие кухонные посиделки. Одно смущает, русский человек имеет двойные стандарты на мой взгляд. Я поймала себя на мысли, что многое я понимаю в европейском устрое, но совок во мне жив и не искоренится, так как впитан бытовухой и серостью нашей жизни.
Питирим Александрович говорил - счастье, это отсутствие несчастья. А я несчастлива, ведь даже "А поговорить!" не с кем.
Моральная плоскость. Да. Ценности не определены, работать еще не научилисьт, а зарабатывать уже хотим, слово "честный" только в советских странах ассоциируется с "ложь", человеки живут в своем мирке, ни чем не интересуются, ни чего знать не хотят, да и инакомыслие у нас если и зарождается, то все сплощь "выпиндрежь" и несусветный поток слов, при чем хаять все и вся, даже там, где логичнее помолчать, потому что есть логика, а есть бравада бредом.
В общем вот такие у меня мысли.
А вообще мне мало что понятно было из материала. Много спец слов. Вот сижу со словарем.
И еще. А сознание действительно нужно менять.

Ничего не +1

Написано "Сознание надо менять"

Но сознание радикально меняется при смене форм собственности.
Вообще в буржуазном обществе (в нормальном рабочем, а не чисто воровсклм, как у нас сейчас) есть две культуры. Думаю, Виктор Федорович, вы об этом знаете? Так какую менять?
У трудящихся, особенно у рабочих - одна мораль, в общем достаточно хорошая. Ее менять практически не требуется, просто надо получше обеспечить и пойдут учиться и работать, не воруя. Ну и при советской власти было требование быть хорошими. "Жизнь дается один раз, и надо ее прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы..."

Сороктну остается перевоспитывать буржуев, ну и часть творческой интеллигенции, которая воспитывается с задачей презвойти конкурента, хоть локтем оттолкнуть.
Что говорит Сорокин о перевоспитании буржуев? Или он только говорит? А перевоспитывать дядя должен?
Итог: Сорокин рождает глупенькие по мысли сказочки и вредные в социальном отношении для трудящихся и всего человечества.

Кстати, вот пример добродетельности буржуазии:
---
"Один мой друг, очень богатый человек, - он изобрел какой-то простой цифровой переключатель - говорит о людях, которые отдают свои деньги, чтобы из них выдавали премии или читали лекции: “Их всегда нужно внимательно рассматривать, чтобы понять, от какого мошенничества они хотят освободить свою совесть”.
Р.Фейнман. Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман! - Ижевск, Изд. РХД (Регулярная и хаотическая динамика), 2001, стр. 292.
---

Re: Ничего не +1

Вы упорно призываете к гражданской войне. Что само по себе уже плохо.

Ну ладно, допустим, отняли у одних, распределили "по-честному". А дальше-то что? А дальше, ничего другого - "как всё сначала".

Цель ленинской выдумки о двух культурах очевидна - столкнуть одну часть русской нации с другой частью. Выигрывает, разумеется, ТРЕТИЙ.

Сколько же можно попадаться на одну и ту же удочку?

Слышали о презумпции невиновности?

Ленин констатировал реальный факт.
И это общемарксистское положение.
Вы сами можете понять его, если вдумаетесь.
Так, браки в феодальной и буржуазной среде совершаются в большой степени по расчету. По старой литературе это ясно видно. Да и сейчас женятся в общем сословно.
А у пролетариев нечего делить, и браки совершаются по взаимной склонности.
Есть отличная и интересная книжка, вообще уникальная: учебное пособие. Если не читали, то весьма рекомендую:
Кертман Л.Е. “История культуры стран Европы и Америки (1870-1917)”.

Кроме того, Вы увели разговор от основного вопроса: Как Сорокин намеревался улучшить буржуев?
Вам на этот вопрос ответить нечего.
Потому что улучшить их невозможно по самой природе буржуазии.
Следовательно, все охи и ахи по поводу величия Сорокина не стоят ломаного гроша. Вот наша тема.


Все зависит от человека.

Случаев, когда пролетарий (или самая что-ни-есть "пролетарка") вступают в брак по расчету, - "хоть пруд-пруди". И не только в наши дни. А буржуй (по классу) или дворянин могут жениться по любви. Классовая принадлежность сама по себе ничего не определяет.

В этом вопросе, как и во всех других, - все зависит от человека. От того, в какие ценности он верит, насколько он силен духом, насколько умен и др.

Вот и получается, что важна духовно-нравственная атмосфера об-ва, уровень культуры, правосознания и др.

Об этом говорит не только П. Сорокин.

А сеять классовую (или иную) ненависть (чем Вы продолжаете заниматься), - значит идти по строго противоположному пути. По пути самоуничтожения.

В сущности, всё верно. Кризис скорее всего завершится временным возвращением к идеанациональной системе. Именно с помощью Африки, Америки, Азии, куда переместился творческий потенциал.

Неверно, конечно!

Наш творческий потенциал никуда не делся, только он никому не нужен.
За 20 лет уничтожили и образование, как в школе, так и в вузах. Исчезло массовое издание научной и научно-популярной литературы.
Тираж "Науки и жизни" уменьшился в сто раз. К тому же там печатают таких придурков, как Борис Соколов.
Вот близко профессору Шаповалову: Кафедра философии для естественных факультетов МГУ не включила в программу для аспирантов Гегеля!

Т.е. если учиться по ним, то выйдешь болваном. Зато Поппер, Деррида, Делез, Бодрийар (или как там он пишется) - учителя и образцы для подражания! Ха-ха-ха! Почитайте их оценку здравыми людьми http://scepsis.ru/library/id_1052.html

Жан Брикмон, Ален Сокал
Интеллектуальные уловки. Критика современной философии постмодерна
Очень интересно и поучительно.
---------
Версия для печати


Теория познания (гносеология), Постмодернизм, Рационализм, Скептицизм, Лженаука


Жан Брикмон, Ален Сокал
Интеллектуальные уловки. Критика современной философии постмодернаПредисловие
---------
С.П. Капицы
Предисловие к английскому изданию

1.Введение
2. Жак Лакан
3. Юлия Кристева
4. Интермеццо: когнитивный релятивизм в философии науки
5. Люси Иригарей
6. Бруно Лятур
7. Интермеццо: теория хаоса и «наука постмодерна»
8. Жан Бодрийар
9. Жиль Делез и Феликс Гваттари
10. Поль Вирилио
11. Некоторые злоупотребления теоремой Геделя и теорией множеств
12. Эпилог
Приложения
Приложение А. Нарушая границы: к трансформативной герменевтике квантовой гравитации
Приложение В. Комментарии к пародии
Приложение С. Нарушая границы: послесловие
Библиография
==================

О кардинальном методе разрешения глобального кризиса

СФКМ – системно-физическая концепция мира.

Другие названия концепции: "ФЕР – физика единой реальности", "системная физика".

Являет собой новейшую методологию познания, принципиально новый ("вертикальный") стиль теоретического мышления.
В качестве основного приёма использует синтез системных и "вакуумных" представлений.
В качестве основного инструмента использует системно-вакуумный теоретический конструктор (как альтернативу атомно-молекулярному теоретическому конструктору). Обеспечивает возможность создания громадного количества новых технологий.
Это концепция, более материалистическая, чем диалектический материализм, в ней отсутствуют "идеальные" объекты, мышление здесь так же материально, как атом.
Содержит возможность оптимального решения религиозной проблематики, возможность создания единой религии как приложения основной концепции. Таким образом, здесь изначально отсутствует противостояние религии и науки.
Концепция способна обеспечить выход из развивающегося глобального кризиса и обеспечить тысячи лет гармоничного развития человеческой цивилизации. На её основе возможно создание идеологии общества нового типа – "общества системного социализма".
Такую науку можно определить одновременно как физику с философским уровнем обобщений и как философию, построенную по канонам естественной науки.
Сайт sfkm.nm.ru.

  • 1