usernameandnumb wrote in ru_philosophy

Category:

Пары высказываний

Просто несколько пар противоположных высказываний на разные темы. Их наличие на эти темы кажется мне несколько контринтуитивным. Я не искал их специально; уверен, что можно подобрать более удачные цитаты. 


1. Верят ли люди "на самом деле" в собственную смерть? 

Варианты: 

(а) Согласно своей природе, люди на самом деле знают, что смертны, но скрывают это за механизмами психологической защиты. 

(б) Согласно своей природе, люди на самом деле не верят, что смертны, потому что, несмотря на все косвенные свидетельства, не могут поверить в это. 

Когда мы говорим о таких вещах, мы вроде говорим о философии - но когда мы говорим о людях и о том, верят ли они во что-то "на самом деле", мы находимся в плоскости психологии, где человек - это физическая система, пассивные убеждения человека - это что-то вроде предрасположенности таких-то нейронных сетей к такой-то активности, активные убеждения человека - это что-то вроде этой их активности, убеждение "на самом деле" (если о нем вообще осмысленно говорить) - это, допустим, такое убеждение, которому соответствует активность, имеющая доступ к такими-то психическим процессам, или т.п., и у разных людей оно, вообще говоря, может быть разным. 

(а) Ф. Добжанский (цитируется К. Поппером): 

"I am not only alive but aware of being alive. Moreover, I know that I shall not remain alive for ever, that death is inevitable. I possess the attributes of self-awareness and death awareness."

(б) З. Фрейд

"Психоаналитическая школа, которую я, как вам известно, представляю, смеет утверждать, что мы - каждый из нас - в глубине души не верим в собственную смерть."


2. Что хуже - вечная жизнь или вечное небытие? 

(а) Унамуно

"Я не раз говорил, что любой несчастливый человек предпочтет быть тем, кто он есть, пусть и вместе со всеми своими несчастьями, нежели, избавившись от них, стать другим. Ведь несчастливые люди, когда они сохраняют здоровье в своем несчастье, то есть когда они стремятся пребывать в своем бытии, предпочитают несчастье небытию. О себе могу сказать, что в юности и даже в детстве меня не слишком волновали душераздирающие картины ада, потому что уже тогда ничто не казалось мне столь ужасным, как само по себе небытие."

(б) Цитата из книги Р. Гольдштейн, произносимая ее героиней. Мне кажется, это звучит психологически правдоподобно и, если поискать, можно найти реальных людей с подобным мировосприятием: 

"We are our bodies, we die with our bodies. That had been my metaphysical position. And anyway, the prospect of survival had never much appealed to me on an emotional level. I don’t much relish the thought of everlasting consciousness. At very black moments I could always comfort myself with the ever present possibility of self-annihilation. But there’s no escape if we’re immortal."


3. Можно ли видеть в чем-то смысл, считая жизнь конечной? 

(а1) Унамуно

"Если сознание, как говорил один бесчеловечный мыслитель, всего лишь мгновенная вспышка света между двумя вечностями мрака, то тогда нет ничего более отвратительного, чем наше существование."

(а2) Достоевский

"А меж тем лишь из этой одной веры [в бессмертие своей души], как уже и говорил я выше, выходит весь высший смысл и значение жизни, выходит желание и охота жить."

(б) Джеффри Миллер (и огромное количество современных интеллектуалов): 

"I'm optimistic about death. For the first time in the history of life on Earth, it is possible — not easy, but possible — for conscious animals like us to have a good death. [...] The question is how one's cortex faces death. Does it collapse in mortal terror like a deflated souffle?  Or does it face the end of individual consciousness with iron-clad confidence in the persistence of virtually identical consciousnesses in other human bodies?  My optimism is that in this millennium, well-informed individuals will have a realistic prospect of sustaining this second perspective right through the end of life, despite death's pain and panic. [...] Many people resist this knowledge. They listen only to the hair-trigger anxieties of the amygdala—which constantly whispers 'fear death, fear death'. [...] I call them the 'Gutless', because they aren't bright enough or brave enough to understand their true place in the universe."


4. Наш "субъективный опыт" - это всё или ничего? 

Из огромного числа возможных цитат мне особенно понравились эти: 

(а) К. Кох

'[...] phenomenology — what I experience and how my experiences are structured — is prior to what I can infer about the external world, including scientific laws. Consciousness is prior to physics.'

(б) Д. Деннет

'It is hard to avoid the nagging feeling, however, that there must be something [...] that lies somehow in between the causes of consciousness and its effects.'


5. Кто сознательнее - взрослые или маленькие дети? 

Обе цитаты взяты из книги "Во что мы верим, но не можем доказать".

(а) Э. Гопник: 

"Я верю, но не могу доказать, что младенцы и маленькие дети на самом деле более сознательны, более живо воспринимают внешний мир и внутреннюю жизнь, чем взрослые. [...] Я думаю, что для ребенка каждый шаг — словно прыжок с парашютом; каждая игра в прятки — как для Эйнштейна его открытие, сделанное в 1905 году, а каждый новый день — будто первая любовь в Париже."

(б) Д. Деннет: 

"Я верю, но пока не могу доказать, что владение человеческим языком (устным или письменным) — необходимая предпосылка сознания, в смысле существования субъекта, «Я», отличного от внешнего мира. Следовательно, животные и дети, еще не умеющие разговаривать [...] не обладают сознанием в том смысле, о котором мы говорим. Иначе говоря, не существует (пока) целостного субъекта, способного страдать или получать удовольствие, способного переживать опыт и его интеллектуально осмыслять."


Дополнительно: 


6. Будет ли сознательной компьютерная симуляция человека? 

Насколько я понимаю, 2 самые проработанные на данный момент в мире попытки установить разумным образом соответствие между физическими системами/процессами и субъективным опытом, с ними связанным, 'IIT' и 'Global neuronal workspace', дают противоположные ответы на вопрос, будет ли сознательной гипотетическая симуляция человека на компьютере архитектуры современного типа. 


7. Если создавать ИИ, должен ли он быть сознательным? 

(а) Т. Метцингер считает, что если создавать ИИ, то не сознательный, т.к. бытие слишком трагично и неэтично обрекать на него новых агентов; 

(б) Д. Чалмерс считает, что если создавать ИИ, то сознательный, т.к. скорее всего он нас уничтожит, и хотелось бы, чтобы после этого в известной вселенной остались сознательные агенты. 


8. Когда человек скорбит по умершему, это скорбь о другом человеке или о своей утрате? 

(Кажется очевидным, что зачастую и то, и другое)

(а) А. Шопенгауэр

"Здесь перед нами сейчас же раскрывается тот неоспоримый факт, что, следуя естественному сознанию, человек больше всего на свете боится смерти не только для собственной личности, но и горько оплакивает и смерть своих родных; причем несомненно, что он не скорбит эгоистически о своей личной утрате, а горюет о великом несчастии, которое постигло его близких."

(б) М. Минский

"When you suffer the loss of a long-time friend, it feels like losing a part of yourself, because grief involves our reactions to the loss of some of our mental resources. For certain parts of your intellect must have over time become specialized for sharing ideas with the person you love; but now, the signals those brain-parts transmit will never again receive any replies — just as would happen with losing a limb. This could be why it takes so long to put to rest the loss of a friend."

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded