?

Log in

No account? Create an account

Философское сообщество ЖЖ

Previous Entry Share Next Entry
Эволюция мировоззрений в человеческой истории
nipolin wrote in ru_philosophy
С "принципом развития" в XX веке...
"согласны все"..., но это поверхностное...
"согласие" есть того рода согласие,
которым душат и опошляют истину.
В.И.Ленин

Организация трудовой деятельности требует объединения человеческих действий, а последнее осуществляется благодаря объединению или обобществлению человеческих чувств. Но так как обобществление человеческих чувств происходит путем осознания их на базе общепринятой системы понятий, то становится необходимым возникновение этой самой системы понятий из человеческой практики.
На этапе первобытно - общинного строя абстрактное мышление людей еще не доросло до самосознания. Поэтому роль системы понятий играла система символов и образов, непосредственно привязанных к определенным материальным объектам или действиям (обрядам). Эта система символов, образов, предметов и действий не что иное как мифология. Она вызывала у людей ответную реакцию в виде определенного эмоционального настроя и соответствующих ему определенных мысленных ассоциаций, поднявшихся затем, на этапе эксплуататорского строя, до уровня понятий. Мифология - это первобытное мировоззрение, под контролем которого происходило производство общества, потребление природы, а также отделение потребления от производства.
На этапе эксплуататорского строя возникло религиозное мировоззрение. Под его контролем происходило приспособление трудовых отношений первобытной общины к системе эксплуатации. Последняя представляет собой уже государственную систему отделения потребления от производства. При капитализме формой религиозного мировоззрения предстает буржуазное мировоззрение. Оно абсолютизирует человеческие отношения, вытекающие из обмена товаров, и включает меновые отношения с самим Богом.
Осознание неабсолютного характера меновых отношений между людьми и их бесчеловечности в условиях капитализма вызвало распад религиозного и возникновение пролетарского мировоззрения; таким образом, произошел возврат к мифологическому мировоззрению, но на базе диктатуры пролетариата. Пролетарское мировоззрение содержит отрицание меновых отношений как антигуманных. Но это положение ошибочно, ибо обменом товаров управляет в конечном счете потребительная стоимость, имеющая откровенно гуманистический, человеческий характер. Поэтому, пролетарское мировоззрение вынужденно включало их, хотя и в отрицательной форме.
Исторически пролетарское мировоззрение возникло в 19 веке в Западной Европе как отрицание буржуазного мировоззрения. И в этом качестве оно не могло привести к положительному результату - к диктатуре пролетариата. Однако именно оно в противоречивом взаимодействии с буржуазным мировоззрением создало то общество, которое процветает сейчас в развитых капиталистических странах. В Российской империи пролетарское мировоззрение смогло укорениться в период, когда совпали распад системы эксплуатации и распад первобытной общины; последняя до этого была законсервирована эксплуататорским строем. Страна превратилась в дикую орду: "Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, С раскосыми и жадными очами!"
Организовать и упорядочить Россию было возможно только посредством внедрения пролетарского мировоззрения и установления диктатуры пролетариата.
Главная задача марксизма и пролетарского мировоззрения состоит в подчинении меновых отношений трудовым отношениям. Маркс предполагал упорядочить стихию меновых отношений с помощью государства диктатуры пролетариата. Так и случилось, но возникла проблема обуздания стихии бюрократической системы. Марксизм - ленинизм в качестве государственной идеологии на деле освящал государственную собственность, отрицая меновые отношения как антигуманные, и осуществлял идейный подлог путем отождествления общества и государства.
Пролетарское мировоззрение прошло определенную эволюцию. Вначале это был наивный коммунизм - вера в светлое будущее, которое наступит сразу же, как только будет установлена всеобщая социальная справедливость без рынка. Надо было только разделить все общественное богатство поровну. Эта вера сменилась верой в то, что такая социальная справедливость будет установлена бюрократической системой диктатуры пролетариата - нужно только подчиниться ей, отдаться ей, стать сознательным ее рабом. В этом заключается разгадка терпимого отношения общества к государственному террору.
В социалистическом обществе пролетарий - раб общества с самого начала, он раб диктатуры пролетариата. После всеобщей пролетаризации населения, которая была сделана снизу, как результат самодеятельности трудовых коллективов, каждый стал рабом бюрократической системы диктатуры пролетариата. Несогласных постоянно уничтожали. Человек признает себя рабом общества и за это общество постоянно поддерживает его. При социализме отношения раб - господин достигли уровня отношений личность - государство, тогда как человек может оставаться человеком только в рамках отношений личность - общество. Таково социалистическое мировоззрение - вера в справедливость и чудодейственность бюрократии. Оно освящает потребление продуктов производства и трудовых отношений под руководством бюрократии. Но в этой схеме узким местом оказались трудовые отношения, управлять производством которых бюрократия не может.
При социализме бюрократическая система диктатуры пролетариата усвоила рыночные отношения, отношения обмена товаров и тем самым подменила рыночные отношения властными отношениями. В результате деньги были отождествлены с властью (Д=В). Обмен товаров (Т) протекает в информационном поле господствующего мировоззрения: на первой стадии социализма по формуле Т - В - Т1, а на второй стадии: В - Т - В1. Наконец сейчас, на третьей стадии социализма, рабочая сила (РС) была низведена до уровня товара и обмен товаров происходит по формуле В - РС - В1. Указанная деградация рабочей силы явилась закономерным следствием установки производителей на потребление. Хотя надо заметить, что господство бюрократической системы в обществе, препятствующей всякой самодеятельности внутри трудовых коллективов возможно только с одобрения потребителей. Итак, потребители и бюрократия - две стороны одной медали. Именно поэтому в социалистическом обществе (в отличие от капиталистического общества) обожествляется, выступает в качестве фетиша, власть государства, а не власть денег.
Рыночные отношения, усвоенные бюрократической системой, разлагают ее изнутри. Сама власть становится товаром: сначала В - Д - В1, а затем, в наше время, Д - В - Д1. Данный обмен ограничен рамками бюрократической системы, рамками государства, можно сказать, рамками государственного бюджета. Открытие паразитизма бюрократической системы за счет общества должно привести к размыванию веры в необходимость господства государства, должно вызвать распад социалистического мировоззрения и заставить найти путь выхода из создавшегося тупика потребления. Главным условием этого процесса будет свобода обмена информацией, как в свое время при возникновении пролетарского мировоззрения главным условием была свобода обмена товаров.
В этих общественных условиях социалистическое мировоззрение будет заменено мировоззрением потребления, в основе которого - вера в то, что потребление трудовых отношений ведет к потреблению продуктов производства (труд есть первая жизненная необходимость). Это зрелое пролетарское или коммунистическое мировоззрение. Вот когда проявится основа пролетарского мировоззрения - инстинкт потребления. Пролетариат осознает себя в качестве потребителя трудовых отношений и порвет с рабской зависимостью от бюрократической системы, ибо та не в состоянии обеспечить ему потребление трудовых отношений. Вследствие этого бюрократия, выказавшая свою несостоятельность в деле решения проблем развития общества, должна потерять ведущее положение относительно трудовых коллективов.
Потребление трудовых отношений должно быть обеспечено их производством. Трудность в том, что производство трудовых отношений раздваивается на воспроизводство их и на их развитие. Первый процесс состоит в повторении уже известного, достигнутого ранее, а второй - предполагает создание нечто нового, неизведанного. Потребители участвуют лишь в воспроизводстве трудовых отношений , а развитие трудовых отношений могут осуществлять только энтузиасты и происходит это вопреки бюрократии. До сих пор энтузиасты неосознанно развивали трудовые отношения. Переход к осознанному их развитию есть революция в рамках энтузиазма. Для осознанного развития трудовых отношений необходимо познание, независимое от бюрократической системы. Развитие трудовых отношений предполагает развитие человеческой личности, а последняя может существовать только в лоне мировоззрения развития. Поэтому итогом деятельности энтузиастов явится мировоззрение развития.
Мировоззрение развития невозможно оценить со стороны, на него невозможно взглянуть сверху, так как оно в данное время есть венец развития. Его можно познать пока только изнутри, вступив в него и восприняв его.

ПРОЕКТ НООСФЕРА

  • 1
"Трудность в том, что производство трудовых отношений раздваивается на воспроизводство их и на их развитие."

Это мелкобуржуазный дуализм!

Лучше говорить не ноосфера, а рациум, тогда можно сразу сказать рацита и прекратить употребление термина "человек" и всех его атрибутов. Тогда понятно, что проблема лежит ниже: в поисковой активности, а не в трудовых отношениях.

  • 1