?

Log in

No account? Create an account

Философское сообщество ЖЖ

Previous Entry Share Next Entry
Слово сделало нас людьми
gorgipp_dixit wrote in ru_philosophy

В заголовок взято высказывание И.П. Павлова. По поводу учения о Высшей нервной деятельности которого в сообществе нет единого мнения. Что ж, любое учение может выйти за границы теории, положенной в его основу. И имярек не без греха… Было бы правильнее сосредоточить внимание на самой теории рефлекса, чтобы получить представление о её научной фундаментальности.

Спрашивается, в чём ценность теории рефлекса собственно для философии?ние.<</span>

В том, что она раскрывает механизм образования естественных связей. Связь же есть необходимое условие логики, вывода.

Конечно, философия оперирует не предметными связями, а тем общим, что есть в каждой: причина и следствие. Абстрактно-логическая причинно-следственная связь конкретизируется в предметной. Последняя становится конкретно-логической, олицетворяя собой момент единства "мышления и бытия".

По определению бытие есть процесс развития. Отсюда только может быть сполна извлечена логика, которой бы пользовался человек себе во благо. Пока этого не случилось исследователи имеют дело с предметными связями процесса развития.

В коре головного мозга обнаружены нейроны разного филогенетического возраста. Онтогенез повторяет филогенез как бы в сокращённом виде. Грубо говоря, показывает этапы превращения "животного" в человека. (Кавычки означают, что исходно человеческий младенец имеет задатки стать зрелым человеком. Но он не животное в прямом смысле слова.) Проиллюстрируем на примере становления речи ребёнка по Н.Н Даниловой.

Единственная сигнальная система у животных и первая у человека отражают действительность в виде непосредственных чувственных образов. Вторая сигнальная система человека отражает её в обобщённом и символьном виде, оперируя "сигналами сигналов".

Связи слова с обозначаемым предметом качественно отличаются от таковых первосигнальных связей. Слово, хотя и является реальным физическим раздражителем (слуховым, зрительным, кинестетическим) принципиально отличается от них тем, что в нём отражаются не конкретные, а наиболее существенные свойства предметов и явлений. Тем самым обеспечивает возможность обобщённого и отвлечённого отражения действительности. Последнее получило название сознания, присущего только человеку.

Вторая сигнальная система схватывает все виды символизации: не только речевые знаки, но и самые различные средства, включая музыкальные звуки, рисунки, математические символы, художественные образы, а также производные от речи и тесно с ней связанные реакции человека, например, мимика, жесты, голосовые интонации и т.п.

Взаимодействие двух сигнальных систем обусловлено наличием связей между структурами, воспринимающими стимулы и обозначающими их словами.

Слово становится "сигналом сигналов" не сразу. У ребёнка раньше всего формируются условные пищевые рефлексы на вкусовые и запаховые раздражители, затем на вестибулярные и позже на звуковые и зрительные. Условные рефлексы на словесные раздражители появляются лишь во второй половине первого года жизни. Слово становится одним из компонентов комплекса (кинестетические, зрительные, слуховые) раздражителей . Например, на слова "Где мама?" ребёнок поворачивает голову в сторону матери. Стоит изменить один из компонентов реакция исчезает. Лишь постепенно слово начинает приобретать ведущее значение, вытесняя другие компоненты комплекса. И уже само слово вызывает реакцию.

К концу первого года жизни слово сначала замещает лишь конкретный предмет, например, эту куклу. Так слово выступает интегратором первого порядка. Превращение слова в интегратор второго порядка, или "сигнал сигналов", происходит в конце второго года жизни. Это слово обозначает различные предметы, например, кукол (кукла вообще). После трёх лет появляются слова-интеграторы третьего порядка. Например, "игрушка", "цветы", "животные". К пятому году жизни появляются ещё более сложные понятия, например, вещь.

В процессе онтогенеза взаимодействие двух сигнальных систем проходит несколько стадий.

Первоначально условные рефлексы ребёнка реализуются на уровне первой сигнальной системы: непосредственный раздражитель вступает в связь с непосредственными вегетативными и двигательными реакциями (непосредственный раздражитель – непосредственная реакция). Во втором полугодии ребёнок начинает реагировать на словесные раздражители непосредственными вегетативными и соматическими реакциями, следовательно, добавляются условные связи типа словесный раздражитель – непосредственная реакция. К концу года жизни ребёнок начинает подражать речи взрослого так, как это делают приматы, используя отвлечённые звуки для обозначения предметов, происходящих событий и своего состояния. Позже начинает произносить отдельные слова. Сначала они не связаны с каким-либо предметом. В возрасте 1,5 - 2 лет часто одним словом обозначаются не только предмет, но и действия и связанные с ним переживания. Затем происходит дифференциация слов на категории, обозначающие предметы, действия и чувства. Появляется новый тип связей непосредственный раздражитель – словесная реакция. На втором году жизни словарный запас ребёнка увеличивается до 200 слов и более. Он уже может объединять слова в простейшие речевые цепочки и строить предложения. К концу третьего года жизни словесные реакции вызываются не только непосредственными раздражителями, но и словами. Появляется новый тип связи словесный раздражитель – словесная реакция.

Итак, представлены четыре уровня иерархически субординированных предметных связей процесса становления речи у ребёнка. С точки зрения связи причины и следствия, то есть конкретно-логически это прямая – обратная - обратная обратной - сообратная. Полагается, что ход всякого процесса от исходного до завершённого состояния выражается абстрактно-логической системой связи, универсальной.

Далее обсудим, во всём ли точен Павлов и последователи в своих представлениях о сигнальных системах.

Л.А. Фирсов и другие выделяют первичный и вторичный языки, соответствущие первой и второй сигнальной системам. Первичный – являет допонятийный уровень отражения действительности в форме ощущений, восприятий и представлений. Вторичный – понятийный уровень отражения. В нём различают стадию А, общую для человека и животного (довербальные понятия). На стадии Б используется речевой аппарат. По Орбели согласно эволюционной преемственности стадия А является "промежуточным этапом" перехода к стадии Б.

Звуковые сигналы, издаваемые обезьянами и используемые ими в общении, лучше дифференцируются левым полушарием. Что даёт основание полагать, что речь могла появиться и в результате совершенствования системы, использующей звуковые сигналы в коммуникативных целях, которая преимущественно связана с функциями левого полушария.

Теперь вернёмся к главному утверждению: "единственная сигнальная система у животных и первая у человека отражают действительность в виде непосредственных чувственных образов. Вторая сигнальная система человека отражает её в обобщённом и символьном виде, оперируя "сигналами сигналов"".  

Дело в том, что язык – средство отражения. Не может хвост вилять собакой. Собака виляет хвостом, сообщая о своём расположении хозяину, или поджимает хвост, провинившись… Языковое средство выражает связи объектов, среди которых один представляет другой, выступая объектом объекта (например, лампочка в отношении к корму), а в языковом выражении – сигналом сигнала. Довербальные понятия животных по сути то же, что вербальные – сигналы сигналов. На этом основании за животными признано мышление, схожее с человеческим.

Сказать "допонятийный уровень" отражения действительности, значит выхолостить из движения объект-объектные связи. Правильнее - довербальные способы отражения.

Сигнальная система животного и первая человека отражают качественно разные чувственные образы. У человека это образы "второй природы" (Ф. Энгельс)

Наконец, обобщим. Человеческая сигнальная система – результат развития сигнальной системы животного. Последняя предстаёт у человека в качественно изменённом виде как его первая и вторая сигнальные системы. Первая представлена в правом полушарии головного мозга, вторая – в левом. Сигнальная система высокоразвитого животного также подразделяется на довербальные "первую и вторую", которые представлены в соответствующих полушариях головного мозга.

Таким образом, первая и вторая сигнальные системы так или иначе представлены как у животного, так и человека, различаясь лишь по качеству отражения. Предельно возможное в природе отражение – созна/span>



  • 1
К какой сигнальной системе относится подсознание?

сигнальные системы - они для обмена сигналами с окружающими людьми, а подсознание - это это не про окружающую среду и вообще не сигнал

Хотите быть павлее Павлова?
2-й сигнальной называлась до Вашей публикации ТОЛЬКО речь. Речью обладают ТОЛЬКО люди.

Мой бульдожка тоже, разговаривает, правда отдельными словами а не фразами.

Объясните глупому, чем это не речь?

"Все живые существа на земле и птицы, летающие на двух крыльях, являются подобными вам сообществами.."
Коран 6:38

Господа! Не о том толкуем. Вопрос к обсуждению другой, не устарело ли представление о первой и второй сигпальных системах?
Павлов не занимался мышлением животных в рамках исследования рефлексов. Хотя понимал, что подготовительные действия шимпанзе, чтобы достать подвешенный к потолку банан, классическим рефлексом не объяснишь. Обезьяна самостоятельно выделяет и использует необходимые свойства объектов для построения целевого действия.
Конечно, разделение животного и человека по качеству сигналов верное. Схватывает принципиальное различие. Но животный мир велик, от простейших одноклеточных до высокоразвитых. Разве их сигнальные системы не различаются? Значит нужно самую первую в природе взять нулевой, исходной... Последующая, скажем насекомых, будет значительно сложнее... и так далее. Каковы у них качества сигналов? Наконец, все они должны быть представлены у человека в целом как первая сигнальная система. Кто разберётся? В абсурде.
Тут нужен другой подход - философский, который бы помог объяснить факты психофизиологии.
Согласно этим фактам, "первая и вторая" сигнальные системы локализутся в полушариях головного мозга. Ещё Павлов установил типы Высшей нервной деятельности человека: мыслительный и художественный. Объяснил фунциональной асимметрией головного мозга.
Формально логическая и конкретно образная стороны мозга указывают на то, какое содержание должен нести им сигнал, а именно: о действии (логика) и объекте (образ). Такие сигналы нужны всем, от простейших до умнейших.
Теперь ясно, что у простейших отражение самое примитивное, есть смысл развиваться... вплоть до человека.



Вы способны сравнить написанное Павловым и Вами и ограничить свои амбиции философией?

ответ "прогрессистам" на заднем дворе

User n_naryshkina2 referenced to your post from ответ "прогрессистам" на заднем дворе saying: [...] соёбчество рубит...аки спам... к сему опусу http://ru-philosophy.livejournal.com/1607412.html [...]

Re: ответ "прогрессистам" на заднем дворе

\\ликвидировать нах генетику\\
Г-жа критикесса и о Колтушах не знает?..
Upd.
http://ru-philosophy.livejournal.com/1564136.html

Edited at 2015-04-24 01:10 pm (UTC)

господа модераторы уж будьте любезны откройте комментарии, написанные мною на обвинения г-жи upuna_n, хотя бы ради вселенской справедливости.)
( как бы честь мою задели не за пряник с морковкой, а так по прихоти амбициозной)

Edited at 2015-04-24 05:02 pm (UTC)

жж обычно скринит комменты со ссылками.
а хозяин поста не замечает, что они заскринены.
так часто бывает.

Страницы истории

…Впервые о сигнальных системах сказал И.П. Павлов в 1932 г., когда исследовал физиологические механизмы речи. Он же ранее заметил, что некоторые рефлексы изменяются, поэтому «они являются условными».
См.:
http://v-i-n.livejournal.com/432082.html

"приобретенные в течение жизни условные рефлексы могут передаваться по наследству потомкам, превращаясь со временем во врожденные, безусловные рефлексы."
С виду правильный, законный вопрос, гипотеза. Генетики возразили. Значит, надо было задуматься, что такое безусловный рефлекс. Эмпирическое определение провалилось. Тупик.
То же с первой и второй сигнальной системами. В общем правильно, как всякое умозрительное, а на деле не то, там всё по-другому.

Что Вы знаете о "там"?

И теория рефлексов и учение об инстинктах еще не проработанны до конца с т.зр философии.и возможно потому мы наблюдали ранее вспышки неуправляемых социальных процессов именно в тот период,когда эйфория от данных "открытий" зашкаливала..
Прежде всего следует понять что любое живое существо, априори как-бы не-в-себе. Это значит что вот положенность\генетически и репродукторно\ более ранняя.чем то что формируется у живого позднее.Таким образом живое "себя изначально не знает" а только начинает "у\по\знавать" .Но что же в таком случае получается организм распадается?! Нет же ! Гарантом сальвации\сохранения\ его незнающего себя выступает сама его данность= природа.БЕЗусловные связи его организмы\уровень организации жизни\. таким образом природа компенсирует в существе то,что "он-сам" сделать пока не может. Чем больше в организме "самости",тем в большей степени начинают управляться "ею" безусловно-данное природой.Концепция УР таким образом показывает\её=концепции парадигмальная польза!\ человеку,что его разум имеет границы.

Нечего дожидаться "проработки", Юрий! Давно действовать пора - знаний в помощь этому предостаточно,стоит только захотеть понять!

Кстати, какой возраст принято считать началом формирования 2я сиг.системы?

Ведь, органы чувств формируется задолго до рождения. Вполне возможно, что уже в утробе у ребенка начинают складываться сложные реакции на некоторые раздражители. Сложные в том смысле, что организм ребенка не реагирует на них сам (безусловный рефлекс), но "запоминает" реакцию матери (гормоны).

В тексте: К концу третьего года жизни словесные реакции вызываются не только непосредственными раздражителями, но и словами. Появляется новый тип связи словесный раздражитель – словесная реакция.

  • 1