gorgipp_dixit (gorgipp_dixit) wrote in ru_philosophy,
gorgipp_dixit
gorgipp_dixit
ru_philosophy

Categories:

Слово сделало нас людьми

В заголовок взято высказывание И.П. Павлова. По поводу учения о Высшей нервной деятельности которого в сообществе нет единого мнения. Что ж, любое учение может выйти за границы теории, положенной в его основу. И имярек не без греха… Было бы правильнее сосредоточить внимание на самой теории рефлекса, чтобы получить представление о её научной фундаментальности.

Спрашивается, в чём ценность теории рефлекса собственно для философии?ние.<</span>

В том, что она раскрывает механизм образования естественных связей. Связь же есть необходимое условие логики, вывода.

Конечно, философия оперирует не предметными связями, а тем общим, что есть в каждой: причина и следствие. Абстрактно-логическая причинно-следственная связь конкретизируется в предметной. Последняя становится конкретно-логической, олицетворяя собой момент единства "мышления и бытия".

По определению бытие есть процесс развития. Отсюда только может быть сполна извлечена логика, которой бы пользовался человек себе во благо. Пока этого не случилось исследователи имеют дело с предметными связями процесса развития.

В коре головного мозга обнаружены нейроны разного филогенетического возраста. Онтогенез повторяет филогенез как бы в сокращённом виде. Грубо говоря, показывает этапы превращения "животного" в человека. (Кавычки означают, что исходно человеческий младенец имеет задатки стать зрелым человеком. Но он не животное в прямом смысле слова.) Проиллюстрируем на примере становления речи ребёнка по Н.Н Даниловой.

Единственная сигнальная система у животных и первая у человека отражают действительность в виде непосредственных чувственных образов. Вторая сигнальная система человека отражает её в обобщённом и символьном виде, оперируя "сигналами сигналов".

Связи слова с обозначаемым предметом качественно отличаются от таковых первосигнальных связей. Слово, хотя и является реальным физическим раздражителем (слуховым, зрительным, кинестетическим) принципиально отличается от них тем, что в нём отражаются не конкретные, а наиболее существенные свойства предметов и явлений. Тем самым обеспечивает возможность обобщённого и отвлечённого отражения действительности. Последнее получило название сознания, присущего только человеку.

Вторая сигнальная система схватывает все виды символизации: не только речевые знаки, но и самые различные средства, включая музыкальные звуки, рисунки, математические символы, художественные образы, а также производные от речи и тесно с ней связанные реакции человека, например, мимика, жесты, голосовые интонации и т.п.

Взаимодействие двух сигнальных систем обусловлено наличием связей между структурами, воспринимающими стимулы и обозначающими их словами.

Слово становится "сигналом сигналов" не сразу. У ребёнка раньше всего формируются условные пищевые рефлексы на вкусовые и запаховые раздражители, затем на вестибулярные и позже на звуковые и зрительные. Условные рефлексы на словесные раздражители появляются лишь во второй половине первого года жизни. Слово становится одним из компонентов комплекса (кинестетические, зрительные, слуховые) раздражителей . Например, на слова "Где мама?" ребёнок поворачивает голову в сторону матери. Стоит изменить один из компонентов реакция исчезает. Лишь постепенно слово начинает приобретать ведущее значение, вытесняя другие компоненты комплекса. И уже само слово вызывает реакцию.

К концу первого года жизни слово сначала замещает лишь конкретный предмет, например, эту куклу. Так слово выступает интегратором первого порядка. Превращение слова в интегратор второго порядка, или "сигнал сигналов", происходит в конце второго года жизни. Это слово обозначает различные предметы, например, кукол (кукла вообще). После трёх лет появляются слова-интеграторы третьего порядка. Например, "игрушка", "цветы", "животные". К пятому году жизни появляются ещё более сложные понятия, например, вещь.

В процессе онтогенеза взаимодействие двух сигнальных систем проходит несколько стадий.

Первоначально условные рефлексы ребёнка реализуются на уровне первой сигнальной системы: непосредственный раздражитель вступает в связь с непосредственными вегетативными и двигательными реакциями (непосредственный раздражитель – непосредственная реакция). Во втором полугодии ребёнок начинает реагировать на словесные раздражители непосредственными вегетативными и соматическими реакциями, следовательно, добавляются условные связи типа словесный раздражитель – непосредственная реакция. К концу года жизни ребёнок начинает подражать речи взрослого так, как это делают приматы, используя отвлечённые звуки для обозначения предметов, происходящих событий и своего состояния. Позже начинает произносить отдельные слова. Сначала они не связаны с каким-либо предметом. В возрасте 1,5 - 2 лет часто одним словом обозначаются не только предмет, но и действия и связанные с ним переживания. Затем происходит дифференциация слов на категории, обозначающие предметы, действия и чувства. Появляется новый тип связей непосредственный раздражитель – словесная реакция. На втором году жизни словарный запас ребёнка увеличивается до 200 слов и более. Он уже может объединять слова в простейшие речевые цепочки и строить предложения. К концу третьего года жизни словесные реакции вызываются не только непосредственными раздражителями, но и словами. Появляется новый тип связи словесный раздражитель – словесная реакция.

Итак, представлены четыре уровня иерархически субординированных предметных связей процесса становления речи у ребёнка. С точки зрения связи причины и следствия, то есть конкретно-логически это прямая – обратная - обратная обратной - сообратная. Полагается, что ход всякого процесса от исходного до завершённого состояния выражается абстрактно-логической системой связи, универсальной.

Далее обсудим, во всём ли точен Павлов и последователи в своих представлениях о сигнальных системах.

Л.А. Фирсов и другие выделяют первичный и вторичный языки, соответствущие первой и второй сигнальной системам. Первичный – являет допонятийный уровень отражения действительности в форме ощущений, восприятий и представлений. Вторичный – понятийный уровень отражения. В нём различают стадию А, общую для человека и животного (довербальные понятия). На стадии Б используется речевой аппарат. По Орбели согласно эволюционной преемственности стадия А является "промежуточным этапом" перехода к стадии Б.

Звуковые сигналы, издаваемые обезьянами и используемые ими в общении, лучше дифференцируются левым полушарием. Что даёт основание полагать, что речь могла появиться и в результате совершенствования системы, использующей звуковые сигналы в коммуникативных целях, которая преимущественно связана с функциями левого полушария.

Теперь вернёмся к главному утверждению: "единственная сигнальная система у животных и первая у человека отражают действительность в виде непосредственных чувственных образов. Вторая сигнальная система человека отражает её в обобщённом и символьном виде, оперируя "сигналами сигналов"".  

Дело в том, что язык – средство отражения. Не может хвост вилять собакой. Собака виляет хвостом, сообщая о своём расположении хозяину, или поджимает хвост, провинившись… Языковое средство выражает связи объектов, среди которых один представляет другой, выступая объектом объекта (например, лампочка в отношении к корму), а в языковом выражении – сигналом сигнала. Довербальные понятия животных по сути то же, что вербальные – сигналы сигналов. На этом основании за животными признано мышление, схожее с человеческим.

Сказать "допонятийный уровень" отражения действительности, значит выхолостить из движения объект-объектные связи. Правильнее - довербальные способы отражения.

Сигнальная система животного и первая человека отражают качественно разные чувственные образы. У человека это образы "второй природы" (Ф. Энгельс)

Наконец, обобщим. Человеческая сигнальная система – результат развития сигнальной системы животного. Последняя предстаёт у человека в качественно изменённом виде как его первая и вторая сигнальные системы. Первая представлена в правом полушарии головного мозга, вторая – в левом. Сигнальная система высокоразвитого животного также подразделяется на довербальные "первую и вторую", которые представлены в соответствующих полушариях головного мозга.

Таким образом, первая и вторая сигнальные системы так или иначе представлены как у животного, так и человека, различаясь лишь по качеству отражения. Предельно возможное в природе отражение – созна/span>

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 109 comments