Alexander (sveshinieks) wrote in ru_philosophy,
Alexander
sveshinieks
ru_philosophy

Category:

История европейской метафизики

"Привычка делает невидимым то, на чем покоится наше существование"
Гегель
"Здравый смысл - это сумма предубеждений, приобретенных до восемнадцатилетнего возраста"
Эйнштейн
    Нынче набирает силу мнение, что мир стал сложнее. Не то, чтобы раньше никто об этом не говорил, но теперь эта точка зрения нескольких человек превратилась в общепринятую. На самом ли деле сегодня все кругом сложнее, чем сто или пятьсот лет назад? Речь, конечно, не о компьютерах, ракетах и атомных бомбах, а о общественных отношениях и отношениях обществ. Странно, но со стороны выглядит совсем наоборот - чем сложнее становится техника, тем примитивней становится человек. Может быть не перрон уезжает, а мы от него удаляемся? Мощность компьютерного процессора не делает нас умнее.
    Полгода назад мы с моим другом историком пришли к выводу, что мировые войны были апогеем позитивизма. Другими словами, это были последствия упрощения общественных отношений. Мой друг однажды сказал, что понять сущность войны можно не раньше, чем через 60 лет после окончания войны, когда ее участники уже умерли. Наверное, наши выводы - подтверждение этой точки зрения. Конец Второй мировой войны не привел к изменению мировоззрений. Западный мир продолжал двигаться дальше по старому пути. Эту метафизическую растерянность назвали постмодернизмом. Сегодня этот "сон разума" загоняет западную цивилизацию в один тупик за другим, хотя предупреждения об этом повороте истории появились сто лет назад. И здесь мы подходим к предмету этой статьи - взаимоотношения между метафизикой и историей.
    Основатель европейской метафизики несомненно Аристотель. Современный человек даже не догадывается, в какой мере его мысли и рассуждения опираются на работы древнегреческого философа. Есть еще один нюанс, которому философы и историки не уделяют большого внимания - Аристотель учил выдающегося полководца Александра Македонского. Общепринятым является взгляд, что это совпадение. Аристотель ведь не преподавал Александру искусство войны, поэтому здесь нет никакой связи. К тому же провал попытки Платона заниматься политикой сделал почти аксиомой точку зрения, что философ не может напрямую влиять на политические события. Но здесь упущен важнейший элемент - Александр был первый политик, который усвоил абсолютно новый вид мышления и способность видеть сущность вещей. Поэтому империю Александра можно считать триумфом метафизики Аристотеля. Развал империи после смерти Александра является еще одним доказательством вышесказанного, так как в то время никто другой не мог думать в этом масштабе.
    Со временем метафизика Аристотеля достигла уровня здравого смысла. И тогда преимуществом стала способность древних римлян не углубляться в философию. Они создали империю, которая просуществовала тысячу лет благодаря здравому смыслу на базе метафизики Аристотеля. Но со временем преимущество превратилось в причину крушения. Неспобность углубиться в сущность вещей привела к полной деградации империи. На развалинах Римской империи возникло новое образование с новым метафизическим основанием - христианством, которое включало также метафизику Аристотеля. И началась разработка и совершенствование нового метафизического основания. В 15-м веке христианство достигло уровня здравого смысла и европейцы начали чувствовать, что церковь уже не так необходима. Реформация сыграла роль древних римлян, освободила европейцев от метафизического аутизма. Религия дальше двигалась не вглубь, а вширь. Теперь любой мог трактовать Святое Писание, используя "здравый смысл". Атеизм в принципе был субститутом протестантизма.
    О том, насколько нестабилен этот "здравый смысл", еще писал Макс Вебер. Постепенно западное общество начало освобождаться от некоторых христианских ценностей, считая их устаревшими, хотя истинная причина скрывалась в неспособности углубиться и понять их ценность и важность. Новым богом стало материальное благополучие, которому жертвовали все больше. Сегодня ситуация дошла до полного абсурда - уровень благополучия в Европе самый высокий, но скоро исчезнут те, для кого это благополучие предназначалось. Еще осталось время, чтобы опомниться и вернуться к рассмотрению "банальных" вопросов.

Subscribe

  • Теория упорядочивания3

    3. Теория упорядочивания Теория развития предсказывает, что должно образоваться исходя из сети конкретных противоречий. Теория упорядочивания может…

  • Теория упорядочивания2

    2. О новой теории познания для синтеза знания Теория упорядочивания должна предсказывать новую организацию, которая послужит зародышем нового…

  • Теория упорядочивания1

    Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить. Сильнее бы не мог он возразить; Хвалили все ответ замысловатый. Но,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments

  • Теория упорядочивания3

    3. Теория упорядочивания Теория развития предсказывает, что должно образоваться исходя из сети конкретных противоречий. Теория упорядочивания может…

  • Теория упорядочивания2

    2. О новой теории познания для синтеза знания Теория упорядочивания должна предсказывать новую организацию, которая послужит зародышем нового…

  • Теория упорядочивания1

    Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить. Сильнее бы не мог он возразить; Хвалили все ответ замысловатый. Но,…