Константин Геннадьевич Черепанов (kcherepanov) wrote in ru_philosophy,
Константин Геннадьевич Черепанов
kcherepanov
ru_philosophy

Categories:

ГЕГЕЛЬ, БРОДСКИЙ и ПРОТИВОРЕЧИЕ ВОСТОК - ЗАПАД

Для понимания русской идеи и разработанной на ее основе русской философии триединства очень важно понимание противоречия Восток - Запад, которое пронизывает всю нашу жизнь и даже сознание каждого человека. Каждый ведет на арене мировой мысли свою незримую борьбу за самого себя, за своих близких, за свою малую Родину и в конечном счете за свою страну. Этот феномен проницательно подметил Кафка: живешь и мыслишь и вдруг оказываешься на арене всемирной борьбы (не буквальная цитата, если кто вспомнит и даст точную - вставлю в текст). В связи с полемикой в Ру философии вспомнил одну свою старую запись в сетевом журнале "Русский переплет" (см. публикацию в "Поэтической гостиной" под заголовком "НЕБОЛЬШОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ЗАМЕТКИ О БРОДСКОМ"

"Как и Гегель в философии, Бродский в поэзии являет собой поразительную по своей реальности ИЛЛЮЗИЮ. Почему, потому что за формой НИЧЕГО НЕТ!!! Нет собственных чувств, эмоций, базиса, переживаний, ибо чувственное содержание взято уже в обобщенной, полуфабрикатной форме, так например, Гегель черпал материал для базиса не из жизни, а у древних греков, та же проблема у Бродского, рано отвергшего советскую (социальную) реальность (реальность ЖИВОЙ жизни), и взявшего ее в опосредованной форме (полуфабрикатной или даже полностью искусственной, то есть ВЕЩЕСТВЕННОЙ).

 Нам кажется, что Гегель (кумир философской интеллигенции) и Бродский (кумир поэтической интеллигенции) реальны, тогда как мы имеем дело не с ними, а неким символом, ОБОБЩЕННЫМ продуктом, эталоном профессионала - ФИЛОСОФОМ и ПОЭТОМ (то есть ФОРМОЙ), которые совершенны прежде всего потому, ЧТО УЖЕ НЕ ИМЕЮТ АБСОЛЮТНО НИКАКОГО СОДЕРЖАНИЯ.

И странная вещь получается: Гегель дает тонкое наслаждение мысли, Бродский - поэтической формой (в принципе, то же самое), но при этом ДАВАЯ ВСЕ ОТВЕТЫ (Гегель) и УГОЖДАЯ САМЫМ ТОНКИМ ВКУСАМ (Бродский), они в тоже время создают поразительнейшую ИЛЛЮЗИЮ! Иллюзию философии и иллюзию поэзии! Когда проходит этот момент ОБЩЕНИЯ, выясняется, что Гегель дав ответы на все вопросы в то же время ни на что не ответил, ибо ничего не прояснилось, а Бродский, дав тонкое и интеллектуальное наслаждение в то же время оставил ощущение какой-то поэтической неудовлетворенности. НЕТ СОДЕРЖАНИЯ!!! И выясняется, что философия оказывается всего лишь МЕТОДОМ интеллектуальной эквилибристики, а поэзия методом многообразия и гибкости форм (хотите под Баратынского, хотите под Пушкина, хотите под Тютчева и т.д., НЕТ ПРОБЛЕМ)... То есть ФИЛОСОФ оказывается ВНЕ ФИЛОСОФИИ, А ПОЭТ - ВНЕ ПОЭЗИИ... Иными словами, ПРОФЕССИОНАЛЫ оказываются ВНЕ ЖИЗНИ!!!

НЕТ ПРОБЛЕМ означает НЕТ ЖИЗНИ. Не зря мудрый старый-престарый Китай изрек: "Если у тебя нет трудностей - купи их за любые деньги!"

И вот на стыке тысячелетий они встречаются как равные и с удивлением смотрят друг на друга: РЕБЕНОК И ВЗРОСЛЫЙ, ЖЕНЩИНА И МУЖЧИНА, ВОСТОК И ЗАПАД, ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. И как им преодолеть стоящую перед ними ПРОПАСТЬ?"


Тем, кому данный текст покажется непонятным советую перечитать исходную заметку. Что же до противоречия Восток - Запад, то приведу еще одну цитату из раздела "Философия" на моем сайте:

"Современная западная традиция подхода к жизни и деятельности, преимущественно идеологической и финансово-коммерческой готовит молодых людей к ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Западное недоверие к природе и жизненной конкретике приводит к тому, что молодым людям, искренне и честно, старательно обучающимся и во всем следующим своим профессорам, постепенно ОТРЕЗАЮТ ГОЛОВЫ ОТ ТЕЛА, то есть отделяют МЕРТВОЕ ЗНАНИЕ (интеллект) от ЖИВОГО ЗНАНИЯ (чувственности), с которым каждый молодой человек приходит в храм науки и профессии. Сознание молодого человека заключают в форму (скафандр и шлем космонавта) и он среди своего народа и живой жизни выглядит инопланетянином. Более того, форма - недоверие к конкретике, чувствам, эмоциям и людям приводит к тому, что жизнь выковывает настоящего холодного профессионала идеи, который считает себя вправе применять свои абстракции к жизни. Заметьте, не понимать с помощью интеллекта жизнь, а наоборот, на жизнь надевать свои профессиональные и интеллектуальные скрепы и методики умерщвления и обработки всего живого. Вам нужны примеры: посмотрите что сделали с Россией и с ее народом наши милые и воспитанные либералы, всего лишь ставящие идею выше жизни, посмотрите, что собирается сделать с Востоком просвещенный Запад в лице США и Европы, где аккуратные и университетски образованные люди, развязывают одну войну за другой, с помощью оружия и насилия неся демократию и просвещение в Афганистан, Сербию, Ирак и на очереди теперь видимо Иран. Посмотрите какое раздражение вызывает за Западе Россия, отстаивающая свои интересы и право жить собственным умом. Вам мало примеров или достаточно?" ("Совет молодому человеку (или студенту) приступающему к изучению философии")

Остается подытожить, что русская философия триединства уже явила свое уникальное качество: связь с жизнью и философии с жизнью, а к традиционным дисциплинам: истории как поприщу конкретной мысли (взгляд назад), и логики как поприщу абстрактной мысли (взгляд вперед), добавила критику как поприще авторской мысли (взгляд реальный).


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 174 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →