Elena Kalmykova (lyola_key) wrote in ru_philosophy,
Elena Kalmykova
lyola_key
ru_philosophy

Categories:

Стираем дуализм: часть 1, про субъект-объектное разделение и женскую грудь

У меня на носу защита, поэтому я решила перевести на русский и изложить вкратце идеи своей диссертации для обсуждения. (Текст можно прочесть целиком и на английском здесь)

Первую часть стоило назвать "Разгром". Потому что здесь я нападаю и громлю концепции субъекта и объекта. Казалось бы, чем мне помешали эти невинные философские концепции? Но базовые концепции - штука коварная. Они определяют мышление нас всех: от президента Америки до крыжопольского бомжа. Мы и не знаем, как они в нас действуют, представляя нам мир.

Ведь как обстоит дело. Каждый понимает, что бывает субъективная точка зрения, а бывает объективная реальность. Допустим, мне субъективно кажется, что у девушки на улице 3 размер груди, хотя объективно - 1 размер, вондербра и 3 кило поролона. Реальный размер груди существует вне и независимо от моих желаний, представлений и проблем со зрением. Вот оно субъективное, а вот объективное. Всё просто.

Но давайте попробуем разобраться, что стоит за разделением на субъект и объект.

Попытки очистить объективное от субъекта предполагают, что есть некое "внутри" - человек, и некое "вне" - мир, объективность. Когда что-то попадает извне внутрь, оно может искажаться, и вот мне из-за наивного восприятия видится грудь 3 размера. Стремление к истине и объективности оказывается попыткой получить неискажённый доступ к тому, что "вовне" и познать грудь, как она есть, независимо от меня.

Но Кант доказал, что это невозможно. То, что я воспринимаю, сразу отливается в форму пространственного восприятия: "ого, грудь!" - "и она имеет размер!". Грудь, как она есть, "грудь в себе" воспринимать невозможно. Мы всё воспринимаем через пространственно-временные и другие концептуальные формы. Это первый нож в спину объективности.

Второй нож в кристалльно чистую объективность воткнули в ХХ веке социальный конструктивизм, философия языка, и даже квантовая механика. Первый извлёк на свет Божий изнанку социальной и научной деятельности, показав, как общество формирует реальность. И даже всякие там кварки и струны учёные не открывают, а конструируют из подручных данных. Струны - это концепции, удобные для описания реальности, а не "объективно существующие" штуки. Если вернуться к размеру груди, то получится так: что именно мы называем грудью и как считаем размер - это результат социальной конвенции. Ну вот так уж сложилось исторически. В континентальной Европе грудь меряется, как A, B, C с шагом 2 см, а в Англии - с шагом 2 дюйма. Какой же способ исчисления объективен и какой объективно размер у интересующей нас груди?

При этом в дикой Амазонии может не быть слова для груди, а только слова для обозначения для правой и левой части. Или ещё более подробное разделение. Указать размер груди амазонцу будет вообще невозможно: надо будет отдельно измерять каждую часть. И попробуйте доказать, что амазонский способ обозначения необъективен. Одним словом, концепции и конвенции заставляют нас воспринимать и грудь, и её размер, и вообще говорить о размере груди. И получается, что отделить субъективность от объективного не выйдет: язык и концепции, которые традиционно болтаются где-то между субъектом и объектом, неотделимы от нашего восприятия мира. Всё, что мы воспринимаем, уже загрязнено нашей субъективностью в виде языка и концепций.

Философы уже давно заподозрили, что с понятиями субъекта и объекта что-то не так. Эти концепции не клеятся, выскальзывают из рук, не встраиваются в новые данные. Постмодернизм разрушил надежды на объективность, даже квантовая механика узаконила влияние субъекта наблюдения на физическую реальность. Тут, казалось бы, и можно было забросить субъект-объектное разделение. Но похоже, оно слишком въелось в наш язык и восприятие реальности. Мы слишком привыкли думать, что есть отдельное я и есть объективный окружающий меня мир. Поэтому вокруг субъекта-объекта строятся подпорки, или их инкапсулируют в одно целое, как феноменологи, но никак не бросают. Философы упорно продолжают их так или иначе впихивать субъект-объектное разделение в новые системы, как паровой двигатель в космический корабль.

Товарищи, доколе? Давайте забудем на время о субъекте и объекте и попробуем пойти от частного к общему, аккуратно выстраивая новые, более удобные концепции. И из данных естественных, а также некоторых неестестственных, наук постараемся вывести более удобные концепции. И кстати, не факт, что их должно быть две. Это не грудь, всё-таки.

(продолжение следует)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 110 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →