Helgi Avatara ([info]goutsoullac) wrote in [info]ru_philosophy,

ПРОШУ ОБСУДИТЬ ДАННЫЙ ПАСАЖ И ИСПРАВИТЬ

НАРРАТИВ - это текст, рационально-прагматическое, но тесно связанное с эмоционально-интуитивной сферой жизни высказывание вместе с социально-культурной практикой, к которой оно принадлежит и которую несет в себе. Нарратив противоположен ДИСКУРСУ, который есть высказыванием логически чистым и оторванным от эмоционально-интуитивной сферы жизни. Поскольку Власть (Авторитет, Центр) реализует себя прежде всего в речевой практике (дискурсе, жаргон. "гоне"), особенно вооруженном техническими средствами массового распространения, конструируя определенные типы дискурса продуцирует соответствующие предметы и поведение людей, то Оппозиция (Перифирия), соответственно, как орудие борьбы и собственного бытия использует нарративные системы (практики, формации). Дискурс (Власть) пытается склонить людей принять какую-либо систему убеждений, одновременно делая невозможным избавление от нее, чтобы навязать определенное направление их деятельности и воспользоваться их энергией. Если же еще привязать им практику провозглашать повсюду эти свои убеждения, то возникает метадискурс ("вирус") Власти, который будет самостоятельно распространяться, используя людей для определенных целей. Т.н. "Великий Отказ" ("Не иметь убеждений!") есть не более, чем один из тех же метадискурсов, эфективно используемый существующей Властью и саморазмножающийся вследствие создания "сада расходящихся тропок (убеждений)", по которым ходит скот (чем чаще мы по ним ходим, тем более они нам подходят).


http://www.narratif.ho.com.ua/narratia.htm

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

[info]yuss

July 3 2006, 10:34:55 UTC 5 years ago

Мдя

Несомненным украшением текста является термин "перифирия"...

[info]stary_

July 3 2006, 10:40:42 UTC 5 years ago

Мдя

отсутствие более существенных замечаний является комплиментом ;)

[info]yuss

July 3 2006, 11:04:35 UTC 5 years ago

Re: Мдя

Я не убедился из данного пассажа, что такое (как в тексте) авторское осмысление дихотомии : дискурс и нарратив является эвристичным...Это было бы более убедительным, если б автор четко показал какой класс задач успешнее решается при данной категоризации.

[info]goutsoullac

July 3 2006, 13:52:41 UTC 5 years ago

Re: Мдя

Это ОЧЕПЯТКА. Спешил, набирая на клавиатуре.

[info]stary_

July 3 2006, 14:20:07 UTC 5 years ago

Re: Мдя

Тогда уж и
- ... ДИСКУРСУ, который естьявляется высказыванием ...
- особенно вооруженномй техническими средствами

[info]alexkrm

July 3 2006, 10:55:53 UTC 5 years ago

и нарратив, и дискурс равно связаны "с социально-культурной практикой, к которой оно принадлежит и которую несет в себе".

[info]tambourinman

July 3 2006, 15:32:43 UTC 5 years ago

дискурс накладывается на универсум, а универсум и есть некая данная социокультурная практика. Но дискурс не "логически чист" и сам по себе - он результат "прагматики" данного конкретного социума. Другими словами, если я вас правильно понял, то вы правы

[info]willy2001

July 3 2006, 13:00:36 UTC 5 years ago

Исправляю.

Нарратив - история, рассказ о неких событиях от первого лица.

Вот и всё.

[info]goutsoullac

July 3 2006, 13:51:24 UTC 5 years ago

а вот встречается понятие "нарративные системы". Это что?

[info]goutsoullac

July 3 2006, 13:54:30 UTC 5 years ago

И это у французов. У них дискурс - это просто разговор ...

[info]anechkinnet

July 3 2006, 15:22:27 UTC 5 years ago

хммм..."технические средства масового распространения"...вспоминается Маркузе с его языком администрирования. а что касается того, что дискурс - "есть высказывание логически чистое и орванное от эмоционально-интуитивной сферы жизни" - спорно. внешне, по своей форме - согласна, дискурс - "логически чист", но воспринимается он на уровне чувств и эмоций. зачем власти обращаться к уму людей, если ближайший и более действенный путь - через чувства?

[info]b_graf

July 4 2006, 08:25:54 UTC 5 years ago

Да, точно - поэтому, боюсь, надо см. в словаре

другую статью - http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/81156.html

[info]ex_vl_plotni677

July 3 2006, 19:25:47 UTC 5 years ago

ИМХО здесь неверно инерпретировано Маркузианское понятие "великий отказ". Великий отказ - это не отказ от убеждений вообще (как у Льва Шестова в его "Беспочвенности"), но опр. стратегия резистентного поведения внутри пространства монокультуры. Т. е., нечто имеющее к сфере поступка, а не к сфере дискурса.

Дискурс. У французов единого определения нет. У Лакана - одно, у Барта - другое, у Бодрийяра - десятое.

Нарратив (наррация), нарративная система. Нарратив это, как уже верно здесь было подмечено, опр. образом структурированный текст, т.е. история, рассказ.
Нарративная с-ма - совокупность нарративов, их взаимных предпосылок, их пересечений. Понятие, в чем-то родственное интертекстуальности.

Не согласен с выводами автора отн. роли эмоциональности в сопротивлении Власти. Оппозиция может выстраивать логический, чисто дискурсивный проект ("Капитал" Маркса, "Разум и революция" Маркузе), в то время как Власть может использовать чрезвычайно насыщенный эмоциями архаический текст (масскультура, поп-музыка, передачи-сташилки про коммунизм и пр.)

Однако полностью согласен с тем, что убеждение-не-иметь-убеждений есть всего лишь одна из уловок господствующего порядка. Это очень верно подмечено.


[info]ex_vl_plotni677

July 3 2006, 19:28:47 UTC 5 years ago

Это я как представитель оппозиции высказался;)

[info]goutsoullac

July 5 2006, 06:25:04 UTC 5 years ago

А ЧТО ТЫ ДУМАЕШЬ ОБ ЭТОМ?

http://nationalfuturism.org/

[info]ex_vl_plotni677

July 5 2006, 11:12:21 UTC 5 years ago

Re: А ЧТО ТЫ ДУМАЕШЬ ОБ ЭТОМ?

Я социалист. Что я могу об этом думать?;)
Я не совсем понимаю, как мыслящие люди могут увлекаться расизмом и национализмом (любого толка). После кошмарного опыта ВОВ и националистических войн в Азии и Африке.

[info]goutsoullac

July 5 2006, 06:10:53 UTC 5 years ago

Спасибо за комментарии.

Но поскольку Оппозиция выступает СОИСКАТЕЛЕМ Власти, то она прибегает к ЛЕГИТИМАЦИИ методом "кроссовера" (Crossover)- "игры на чужом поле" - выстраивания логического,чисто дискурсивного проекта ("Капитал" К. Маркса, "Разум и революция" Г. Маркузе)...

[info]ex_vl_plotni677

July 5 2006, 11:25:35 UTC 5 years ago

Да, конечно, здесь имеет место феномен кроссовера. Тот же "Капитал" имеет своими предпосылками властные дискурсивные практики - английскую политэкономию, классическую немецкую философию. Критическая теория в XX веке интенсивно задействует тексты Ницше, Фрейда, Гуссерля, Бергсона.
Однако определение данной ситуации как игры на чужом поле мне кажется не совсем точным. Это не переход самого оппозиционного дискурса в пространство Власти, но скорее, стремление контр-дискурса использовать фрагменты господствующего порядка для своей идеологической машины. Грубо говоря - захват, экспроприация, грабежь. Демонтаж риторики Власти, с целью использовать ее наиболее изощренные методы против ее же самой.
Как в айкидо. Каждый удар противника оборачивается против него самого
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…