Философское сообщество ЖЖ

Previous Entry Share Next Entry
Актуальность философии Гераклита для современной России: анонс семинара
pavel_ak wrote in ru_philosophy
Актуальность философии Гераклита для современной России: анонс семинараЦентр Консервативных Исследований и Кафедра социологии международных отношений представляют серию еженедельных интеллектуальных семинаров социологического факультета МГУ под руководством профессора А.Г. Дугина.

19 октября в 19.00 состоится семинар на тему «Актуальность философии Гераклита для современной России». 

Прямая трансляция семинара на сайте  www.evrazia.tv.

Основной доклад на тему «Геракликт и современная Россия. Тезисы к модернизации русского общества» сделает профессор А.Г. Дугин. 

Также будут представлены следующие доклады:
· «Отложенное присвоение Гераклита» - председатель Философского клуба РГГУ Илья Дмитриев;
· «"Пылающая бездна": Гераклит и Тютчев» - к.ю.н., доцент социологического факультета МГУ Владимир Карпец;
· «Потенциал философии Гераклита в интерпретации Мартина Хайдеггера и Эйгена Финка» - аспирант кафедры социологии международных отношений социологического факультета МГУ Андрей Коваленко.
· «Философия Гераклита в трудах А.Ф. Лосева» - аспирант ННГУ, заместитель руководителя Нижегородского консервативного клуба Максим Медоваров.

Тезисы доклада профессора А.Г. Дугина:


  1. Западная философия началась с Гераклита и его учения о логосе. Хайдеггер показывает, что на нем она и кончилась. Гегель и Ницше, завершающие западную философию, приоритетное внимание уделяли именно Гераклиту.
  2. Русская философия вообще не начиналась. Пока. То, что было – было лишь первыми попытками мыслить философски, которые соскальзывали. Логос в европейском понимании, явно не удел России. Наш удел хаос. Но…
  3. Мы видели (предшествующие семинары), что хаос есть не эксклюзия логоса, а его инклюзия. Логос есть в хаосе. Тот хаос, в котором нет – ВНУТРИ него – логоса, есть помойка, а не хаос, археомодерн. Хаос чреват, он всегда беременен.
  4. В русском хаосе дожен быть логос. Он запутался в складках хаоса. Если русское – хаос, а не помойка, там точно должен быть логос. Его можно вызволить. Но никто – никто! – не должен и не может нас заставить повторять путь радикального разрыва логоса с хаосом (что произошло в западно-европейской философии). Можно допустить, что структура момента появления логоса из хаоса у нас будет общей с западно-европейской философией, но все остлаьное, скорее всего, совершенно другим, тем более конец, которого в философии хаоса вообще не может быть вообще.
  5. Продолжая гипотезу: русская философия должна начаться с Гераклита, но пока не факт, что она должна сделать такие же последующие шаги, как западная. Да и это не принципиально. Давайте НАЧНЕМ с Гераклита. Этого достаточно. Это если окажется возможным, это будет НАЧАЛОМ.
  6. Гераклит уже с первого фрагмента, а читать его можно с любого фрагмента, призывает нас к Логосу (to sofon), как иному. «Слушая не меня, но логос, всё одно». Русские тут же бросаются на «всё одно». И забывают, что слушать надо не себя (=Гераклит), а логос. Для русских –в нашем хаосе – всё одно и так (без Гераклита). Так говорит расствореннный в хаосе логос (всеединство В. Соловьева). Но так мы далеко в философию не уедем. То, как мы понимаем, что «всё одно», это бред. Начинать надо с того, что сам Гераклит не понимал, что всё одно, а понимал, что всё различно и отдельно, а также не сходится. То есть Гераклит всё разделял. А чтобы он перестал разделять, его должно было поразить нашествие логоса, ударить молнией. Тут русские перестают, что-либо понимать: «какая молния, нам и так всё ясно, всё одно, конечно одно»… Видите как всё запущено… Нам прежде Гераклита, надо было объяснить, что всё не одно. У русских отсутствует психологический фундамент для философии. Сила хаоса слишком сильна в нас. Это очень хорошо, но пока это так, мы не найдем логоса в наших русских складках.
  7. Надо выкорчевать из себя В. Соловьева и стать (пусть на время) чуть более вменяемыми. Вокруг нас множество. Кто, этого не признает, тот сейчас покидает аудиторию. Не с позором, с почетом – так думает русский народ, и он прав. Но ему Гераклит не нужен, он и так все знает. Тем более не нужен ему В. Соловьев. Русский народ сам по себе молодец. Но логос русский народ в своем естественном состоянии искать не хочет и не станет, никогда толком не искал. Зачем ему часть хаоса, причем бесконечно малая?! Он есть весь хаос и сразу. Богаче выбор. И народ не прогадывает. Философии при этом нет и не может быть, пока что-то не изменится.
  8. Гераклит есть предел сложности для русского. Непонимание его тут же запирает для нас философию как таковую и дальнейшую западную, и восточную (религиозную, индийскую, китайскую), и возможность создать свою оригинальную философию. Пока не разберемся с Гераклитом, пусть с его первым фрагментом, а также и с остальными, мы твердо стоим на месте, то есть спим.
  9. Поиск логоса состоит из двух шагов. Первый шаг: выход из очарованного сна и фиксация пробужденности в мире множественности. Это больно. Это почти не выносимо. Это совершенно не по–русски. Русские, когда предчуствуют это, ругаются. У русских нет никаких данных для этого – ни в культуре, ни в образовании, ни в психологии. Но без этого всё остальное заказано. Русские как носители хаоса -- волшебные, чтобы понять, что мир множественен, им надо стать обычными. Надо расколдоваться. Чрезвычайно неприятно. Это возможно только снаружи хаоса. Из хаоса надо вылезти. Но не в порядок, а в пространство боли. Скорее, в беспорядок.
  10.  Второй шаг: надо сгореть в лучах вертикальной оси, пронизывающей человека, растерянно взирающего на множественность вокруг. Ось есть огонь и молния. «Пюр» (огонь) и «кеуранос» (молния) -- два имени бытия у Гераклита. Но они бьют только в одно место: в поле напряженности между бодрствующим человеком и угнетающей его множественностью. Если чего-то не хватает – человека, бодрствования или множественности, у огня не будет места. Молнии некуда будет бить. Молния бьет только снаружи хаоса. Там же, снаружи хаоса и складываются все формулы Гераклита – там обнаруживаются фюзис, айон, боги и люди, «этос антропо дайомон», Зеус, которым любит и не любит называться «to sofon» и т.д.
  11. Снаружи хаоса строится величественная архитектура порядка. Это конструкт, вытянутый вокруг молнии и огня. Вокруг логоса. Так создается пространство философии. Нам для этого нужно выйти наружу (мы живем, с философской точки зрения, в центре земли, под землей, наши небеса и светила искусственны, это полая земля, мать-земля, земля-вода, земля бездна, жидкая земля) и снаружи же сподобиться удара. Там, вдоль оси молнии будут иерархии, чины, этажи, лестницы и порядки, там есть верх и низ. Они одно и тоже, по Гераклиту, потому что для жителей хаоса нет ни того, ни другого, а когда появится верх, появится и низ. Там пребывают люди и боги, а также звери и духи. Там. Это важно – ТАМ. То есть не здесь.
  12. Западноевропейская философия, оказавшись снаружи и ударенная молнией, осталась на веки зачарованной величественным зданием логоса. И она там испортилась. Логос вначале пульсировал, потом застыл, потом оледенел и высох. Потом раскололся на мириады останков. Каждый из западно-европейских людей получил по кусочку, как камень от Берлинской стены. Это его личный логос, точнее, то, что него осталось. Он больше не живой и есть реликвия. Рассеяный логос по растерянным множествам – общество помойки (современный Запад постмодерна). Такой мир, по Хайдеггеру, должен либо начинать сначала (другое Начало), либо исчезнуть. Нас всё это не касается, мы еще и первого раза не начинали толком.
  13. У нас другие проблемы. Два шага я описал. Третий шаг состоит в том, чтобы опознать в логосе хаос. Увидеть, что снаружи есть то же самое, что внутри. Мы должны увидеть в чужом логосе родимый хаос, и сделать логос родимым. Мы не должны идти по пути Икара, мы должны вернуться в низины, по пути Орфея (Возможно, мы должны обернуться и взглянуть на то, что они сделали с Эвредикой...) Вернуться, но озаренными светом, пронзенными огнем, сожженными молнией. Только тогда, мы сможем понять тайное измерение Гераклита Темного: всё одно – логос есть хаос. Тьма есть свет. ТАМ есть здесь.
  14. Западные не поняли Гераклита. Они посчитали, что «всё – одно» касается ТОЛЬКО того, что снаружи. Они забыли дыхание бездны, откуда выползли, запах сырого небытия. «Всё» для них только вертикаль озарения и горизонталь обыденного. «Всё» для нас это то, что снаружи, то, откуда бьет молния, но и то, что спит в глубине земли, притворяясь русским народом.
  15. Гераклит есть русский этнический философ. Вернее, он может таким стать. Если мы сделаем три шага.
  16. Преподавание философии в России должно начинаться и заканчиваться Гераклитом. Пока мы не выработаем к нему русского отношения, пока мы его не осознаем, нам вредно и некуда двигаться дальше.
  17. Это первый (и последний) закон модернизации. 

Начало в 19.00. Социологический факультет, ауд. 408. Для прохода необходима предварительная регистрация

Справки по телефону (495) 939-27-45.


  • 1
ого! а Дугин прошел бы тест Тьюринга!

Ну Дугин-то какое отношение имеет к философии? Ему бы нейролептиками лучше плотнее увлечься, да бородой...
А "консервативные исследования" не более чем смешной аксюморон.

Гераклит - предмет моего живейшего интереса (создал даже сайт, где собираю материалы его и о нем: http://geraklit.moy.su/) и новость об обращение к древнегреческому мыслителю радует (хотя, если судить по двум опубликованным тезисам докладов, обращение это, на мой личный взгляд, несколько специфическое, я бы сказал, использующее Гераклита лишь как повод для продвижения своих взглядов, но может я и ошибаюсь). К сожалению, не смогу посмотреть трансляцию, но если будут опубликованы другие доклады, то был бы благодарен за ссылки на них. Дал информацию о семинаре на упомянутом сайте.
Спасибо за новость!

Будут опубликованы видеозапись и текстовые материалы.

http://karpets.livejournal.com/374217.html

Спасибо! Посмотрю и постараюсь так или иначе отразить материалы семинара на сайте (где есть рубрика "Актуальные исследования").

Да, появилась видеозапись семинара: http://www.evrazia.tv/content/cikl-seminarov-aktualnost-filosofii-geraklita-dlya-sovremennoy-rossii . Впечатление от просмотра сложное. То, что актуализируются взгляды Гераклита, замечательно. На мой взгляд, очень жаль только, что докладчики очень мало учитывали (если учитывали совсем), что взгляды Гераклита диалектичны, т.е. являются единством противоположностей как внутри одного высказывания-фрагмента, так и между высказываниями. Акцентируя внимание на отдельном фрагменте или его части об этом уж очень часто забывают о целом, о единстве, о гармонии, что в общем-то и на мой взгляд, лишают рождающиеся при этом трактовки положительного значения. Что поразило, так это применение немалого количества конструкций, имеющих (или принимающих) явно мифический характер, таких как "хаос", логос, русский дух, русский сон....

Полагаю, это была лишь попытка подступиться к Гераклиту, думаю весной будет продолжение

Спасибо за анонс, ссылаться вернее на http://konservatizm.org/konservatizm/theory/141010173951.xhtml

У Гераклита "логос" - это образное выражение огня (пламени, движения) в противоположность застывшему слову.
А у Лосева "Логос" - это...
Даже не смешно...
Впрочем уже эта фраза говорит о многом:
"Гераклит есть русский этнический философ."
Без комментариев...

+1 к "даже не смешно"..

Сильный "философский аргумент".

аргумент? простите, а я разве вступала с Вами в полемику?

Нет, просто высказались не по делу :)

(Deleted comment)
ну как "не по делу"? Полагаю, чтобы выразить общее впечатление (в сугубо эмоциональном плане), не обязательно приводить стройный ряд аргументов с подробным описанием каким образом и к чему я пришла.

  • 1
?

Log in